БАШЕННЫЙ КРАНКран башенный — поворотный кран со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни. Вертикальный транспорт, при помощи которого производится подъем на требуемую высоту и подачу к месту укладки материалов, деталей и элементов конструкции, осуществляется в основном башенными кранами. Башенный кран — ведущая машина на стройке, определяющая темпы строительства и выполнение работ в установленные сроки. Основным достоинством башенных кранов является большой и свободный подстреловой объем, допускающий удобный монтаж и установку различных конструкций и оборудования. В настоящее время на стройках работает более 50 тыс. башенных кранов различной конструкции с широким диапазоном основных параметров. Устройство башенных кранов Ходовые рамы Ходовые рамы башенных кранов воспринимают действующие на кран нагрузки и передают их непосредственно на крановые пути. Устройство для прохода кранов по кривым При строительстве зданий сложной конфигурации возникает необходимость применять башенные краны с большим вылетом. Устройство для перемещения самоподъемного крана Подъемная клеть (обойма) 3 служит опорой крана во время его перемещения с этажа на этаж. Она выполнена в виде рамы, охватывающей башню крана. Опорно-поворотные устройства Опорно-поворотные устройства башенных кранов служат для соединения поворотной и неповоротной частей крана. Их конструкция обеспечивает вращение поворотной части крана при одновременной передаче вертикальных и горизонтальных нагрузок, а также опрокидывающего и крутящего моментов с поворотной части крана на неповоротную. Поворотные платформы Поворотные платформы применяют в кранах с поворотной башней н нижним расположением противовеса для размещения механизмов и плит противовеса, а также в качестве основания для установки башни и двуногой стойки. Башни Башня крана представляет собой металлоконструкцию, жестко закрепленную на ходовой раме или на поворотной платформе. Лестницы и площадки Башенные краны, согласно Правилам Госгортехнадзора, имеют входы с земли на портал (ходовую раму) и в кабину, а также удобный доступ к лестницам, расположенным выше портала (ходовой рамы). Оголовки Оголовок предназначается для удержания стрелы с помощью стреловых тяг или канатов. На некоторых кранах (например, АБКС-5) оголовок заменен шарнирными стойками, которые при демонтаже складываются, что позволяет уменьшить длину крана при перепозках. Противовесные консоли и распорки Распорки 5 и противовесные консоли 19 (см. рис. 1) предназначаются для снижения изгибающих нагрузок на башню, вызываемых приложением к крану грузового момента. Стрелы Стрелы башенных кранов служат для подачи грузов в любую точку зоны обслуживания крана. В зависимости от способа изменения вылета стрелы разделяются на подъемные и балочные. Грузовые тележки Грузовая тележка применяется на кранах с балочными стрелами, она служит для перемещения подвешенного груза по стреле. Крюковые подвески Крюковые подвески — это грузозахватные органы крана. Они служат для подвешивания груза к грузовому канату. Подвески бывают одно-, двух- и трехосные (рис. Балласт и противовес Дополнительные грузы, закрепляемые на кране для повышения его устойчивости против опрокидывания, называются в зависимости от назначения балластом или противовесом. Кабины и специальные подъемные устройства для машиниста Кабины. Машинист управляет башенным краном из кабины. Хотя современные краны и имеют выносные пульты управления, их используют лишь при монтаже и испытаниях крана. Схемы запасовки канатов Большинство рабочих операций башенным краном выполняется С помощью стальных канатов. К этим операциям относятся: подъем и опускание груза и стрелы, выдвижение башни, передвижение грузовой тележки и противовеса, поворот оголовка (на некоторых кранах), монтаж и демонтаж крана. История башенных кранов в России В жилищном, гражданском и промышленном строительстве нашей страны башенные краны начали применять еще в годы первых пятилеток. Начало производства отечественных башенных кранов относится к 1936 г., когда были выпущены первые краны для жилищного и промышленного строительства. До 1941 г. в стране насчитывалось около 200 башенных кранов. После Великой Отечественной войны в связи с необходимостью ускоренного восстановления народного хозяйства выпуск кранов быстро возрос от нескольких десятков до 4 тыс. шт. в год. На всех этапах развития народного хозяйства создание башенных кранов было тесно связано с развитием строительства. Так, переход на индустриальные методы крупнопанельного строительства повлек за собой необходимость освоения башенных кранов большой грузоподъемности. Повышение темпов строительства потребовало как создание механизмов с повышенными скоростями рабочих движений, так и повышения мобильности кранов. Современный башенный кран — это сложная, мощная, мобильная машина, управление которой может быть доверено только людям, имеющим определенные технические знания и навыки. Основные разновидности кранов Классификация кранов, основные параметры и конструктивные особенности. Строительные башенные краны в соответствии с ГОСТ 13555-79 делят на две группы: передвижные на рельсовом ходу; приставные Передвижные краны с грузовым моментом 1000-10000 кН-м (100—1000т*м) и приставные с грузовым моментом 1000-3200кНм (100—320 т*м) имеют размерные ряды (типоразмеры) по величине грузового момента. По тому же признаку даются и обозначения моделей кранов. Передвижные башенные краны имеют следующие модели: КБ.100-32Р, КБ.125-40Р, КБ.160-40Р, КБ.200-40Р, КБ.250-56Р, КБ.400-50Р, КБ.630-80Р, КБ.1000-80Р. Расшифровывается обозначение модели крана следующим образом. Например, кран КБ.100-32Р: К-кран, Б-башенный, 100-грузовой момент в т*м, 32-высота подъема крюка при максимальном вылете крюка, Р- рельсовый. Аналогично расшифровываются обозначения и других моделей передвижных кранов. Приставные краны имеют следующие модели: КБ.100-100П, КБ.200-125П, КБ.320-150П. Расшифровывается обозначение модели крана следующим образом. Например, кран КБ.100-100П: КБ.ЮО-кран башенный с грузовым моментом 100 т*м, 100-высота подъема при максимальном вылете крюка, П-приставной. Монтаж, демонтаж, перевозка башенных кранов На стройплощадку башенный кран доставляют автотранспортом в виде отдельных частей в сложенном состоянии и здесь монтируют — производят необходимый комплекс операций по переводу крана из транспортного положения в рабочее. К моменту доставки крана на объекте должны быть полностью закончены подготовительные работы: уложены крановые пути, подготовлены въезды на них, выполнено заземление, подведена электропроводка к месту установки крана, подготовлено монтажное, такелажное и вспомогательное оборудование, инвентарь и инструменты, для немобильных башенных кранов установлены монтажные стрелы, лебедки, полиспасты, якоря для крепления монтажных расчалок. Немобильными башенными кранами считают башенные краны с неповоротной башней. Их монтаж требует значительного времени (2-3 недели), довольно трудоемких верхолазных работ, использования дополнительных грузоподъемных средств и якорных устройств. Для монтажа мобильных кранов не требуется дополнительного оборудования (за исключением домкратов), ведется он не более двух рабочих смен. Монтаж башенных кранов с неповоротной башней ведут укрупненными узлами с помощью рабочей и монтажной стрел, падающей стрелы или падающего шевра (монтажных стрел, соединенных сверху и снизу поперечными фермами). В отличие от кранов с неповоротной башней, перевозимых в разобранном виде, башенные краны с поворотной башней перевозят в основном в собранном виде, со сложенными башней и стрелой, со всеми канатами и электрооборудованием, которые не снимают с крана при транспортировке. Источник: vk.com/vk_stroy |