Меню

Камни в желчном пузыре

Гастрит.

Кариес.

Лекарственные растения, входящие в состав БАД VISION

Излишки хорошего человека.

Каждое пятое лекарство в России - фальшивка.

Лекарственные растения, входящие в состав БАД Vision

БАДы Vision при лечении предменструального синдрома.

Стресс - болезнь XXI века

Пиелонефрит и цистит




Левковская самопрялка



Русская самопрялка не только простейшая машина для ручного прядения, но и замечательное произведение искусства. Об одной из таких старинных самопрялок мы и хотим рассказать. Хранится она в семье Анны Михайловны Ореховской из деревни Левково Вяземского района Смоленщины. Она досталась ей от матери. Много видела прялка на своем веку и вряд ли уцелела бы до наших дней, если бы не отец Анны Михайловны.
Прялка в основном состоит из точеных деталей, и ее добротность и красота Прежде всего зависят от мастерства токаря. Для изготовления токарных деталей используют хорошо высушенную древесину березы. Древесина березы твердая, плотная, однородная и мало подвергается растрескиванию. Поэтому из березы исстари делали всевозможные детали ткацких и прядильных станков. Если некоторые детали прялки можно выточить из другой древесины (например, из липы или сосны), то рогач 12, обод и втулку колеса 8 необходимо выточить из березы.
Все детали, за исключением обода, вытачиваются на центровом токарном станке.
На рисунках вы видите чертежи левковской самопрялки. Все ее детали выточены на простом токарном станке. Но приглядитесь, как мастерски они сделаны. Сколько любви, труда и искусства вложено в каждую спицу колеса.
Если вы сделаете по нашим чертежам такую прялку и подарите ее рукодельнице, то, право, она будет искренне рада вашему подарку. Можете сделать прялку и для школьного музея — либо в натуральную величину, либо в уменьшенном размере. Маленькая действующая машина наших прабабушек станет любопытным экспонатом.
Самопрялка состоит из трех основных узлов: станины, колеса и рогача. Станина — это своего рода фундамент прялки, собрана из двух стоек - задней 1 и передней 2, основания 4, ножек 7 и перекладины 9. Все детали, кроме основания, выточите на токарном станке. В головке задней стойки выдолбите долотом полость, а в торцевой части просверлите отверстие. Детали станины соедините между собой клиньями на клею.
Кроме того, изготовьте по нашим чертежам детали, связанные со станиной подвижным соединением: верхнюю стойку-опору 11 с кожаным подшипником 10, колодку 14, прижимной винт 13, педаль 5 с осью 6 и тягу 3. Вложите кожаный подшипник в отверстие, выдолбленное в стойке-опоре, и вставьте опору в коническое отверстие переклацины. Колодку вложите в полость головки, ввинтите в нее прижимной винт. У вас получится устройство, которым регулируют натяжение приводного шнура. Из досок выпилите педаль и тягу. Педаль соедините с осью. В торцы вбейте гвозди без шляпок. В передних ножках просверлите отверстия для оси.
Колесо (рис. 8) приводится в действие ножной педалью и с помощью приводных шнуров передает вращательное движение рогачу. Состоит колесо из втулки (а), обода (б), спиц (в) и коленчатой оси (г). Обод выточите на токарном станке с планшайбой.
Самая сложная из токарных деталей — обод колеса. Он имеет диаметр более полуметра (580 мм). Подыскать доску такой ширины довольно сложно. Поэтому обод колеса вытачивают из клееного блока. Для изготовления блока потребуются четыре доски длиной 600 мм сечением 180X40 мм. Доски скрепите угловым соединением на сквозной одинарный шип, предварительно смазав места соединений столярным клеем. После склейки блок будет представлять собой плоскую деревянную раму внушительных размеров. Такую заготовку невозможно обрабатывать на обычном центровом токарном станке. Точить обод нужно на лобовом токарном станке, укрепив заготовку на планшайбе соответствующих размеров. Или выпилить из клееного блока ножовочной пилой с узким лезвием.
Ось колеса выкуйте из стального стержня и плотно вбейте во втулку. Спицы вначале вставьте во втулку, а затем соедините с ободом, плотно вбивая штифты. Чтобы вставить готовое колесо в станину, установите ось в прорезях стоек и забейте в специально просверленные отверстия два штыря. Тогда колесо не выпадет.
Рогач (см. рис. 12) — наиболее ответственный узел. Он служит для скручивания и наматывания пряжи. Пряжа наматывается на шпульку, насаженную на ось рогача. До начала прядения нить зацепляют за первый крючок. После того как будет намотан первый ряд пряжи на шпульку, нить зацепляют за следующий крючок, потом за третий, четвертый... и так до тех пор, пока не будет заполнена вся шпулька. Потом рогач снимают и пряжу сматывают в мотки.
Состоит рогач из рогульки (а), оси (б), шкива (в), шпульки (г) и крючков (д). Рогульку выточите на токарном станке и, получив форму в виде чаши, опилите ее с двух сторон. На расстоянии 8 мм друг от друга вбейте в рогульку тонкие гвозди, спилите с них головки и согните в виде крючков. На каждой стороне рогульки может быть от семи до десяти крючков.
Ось изготовьте из стального стержня и вбейте в отверстие, заранее просверленное в рогульке, на конце оси нарежьте резьбу. Она должна быть с широким шагом и обязательно левой. Из сухой березовой древесины выточите шкив и шпульку В шкиве выберите стамеской гнездо под гайку. Резьба в гайке должна быть так же, как и на оси, — с левой резьбой и с широким шагом. Гайку прочно вбейте в выдолбленное гнездо и соберите рогач.
Наденьте на ось шпульку и навинтите шкив до отказа. Проследите, чтобы шпулька свободно вращалась вокруг оси. Собранный рогач вставьте в станину прялки. Повернув стойку-опору 11, вложите в кожаный подшипник 10 один конец оси рогача, другой вставьте в выемку колодки 14. Потом стойку поверните, придав ей первоначальное положение. Теперь соедините колесо со шпулькой и шкивом приводным шнуром. Сначала подведите шнур под колесо, накиньте шпульку, затем обведите вокруг колеса и шкива. Слегка натянув шнур, свяжите его концы прочным узлом. Вращая прижимной винт 13, добейтесь хорошего натяжения шпур». На коленце оси колеса наденьте тягу 3, а нижнюю часть тяги привяжите к педали сыромятным ремешком. Увеличивая или уменьшая длину ремешка, следите, чтобы при нажатии на педаль колесо прялки вращалось равномерно и без особых усилии. Когда этого добьетесь, прочно завяжите сыромятный ремешок. А чтобы самопрялка работала легко и бесшумно, ее трущиеся части смажьте швейным маслом.
Старые мастера заботились не только о том, чтобы прялка была удобной и работала исправно, но и радовала глаз, была украшением жилища. Чтобы ваша прялка стала более нарядной, отдельные ее части можно затонировать или раскрасить акварельными или анилиновыми красками и протереть олифой.

Об авторе:
Г. ФЕДОТОВ, рисунки автора
Левковская самопрялка
Левковская самопрялка
Левковская самопрялка
Левковская самопрялка
Левковская самопрялка




ДОМ МЕЧТЫ ИЗ СТАРЫХ ОКОННЫХ РАМ.



Американская пара романтиков, оставив работу и привычный образ жизни, построили дом своей мечты из необычного строительного материала – старых оконных рам.

Художники Ник Олсон и Лайла Хорвиц хотели воплотить в жизнь совместную мечту – беспрепятственно любоваться закатом солнца над горами. Креативный проект получился успешным – они построили дом, фасад которого полностью сделан из окон. Старые оконные рамы они покупали на рынках, расположенных по всей территории Соединенных Штатов. Остальная часть дома сделана из бывшей в употреблении древесины и обставлена антикварной мебелью.

Романтическая мечта сбылась не только смело и креативно, но и достаточно экономно – на строительство дома было потрачено всего 500 $ и такой «прозрачный» фасад позволит им сэкономить и на освещении.

Это уникальное жильё расположено в красивых горах Западной Вирджинии - в том самом месте, где художники впервые вместе любовались закатом.

Пусть ваши мечты сбываются!!!
ДОМ МЕЧТЫ ИЗ СТАРЫХ ОКОННЫХ РАМ.
ДОМ МЕЧТЫ ИЗ СТАРЫХ ОКОННЫХ РАМ.
ДОМ МЕЧТЫ ИЗ СТАРЫХ ОКОННЫХ РАМ.
ДОМ МЕЧТЫ ИЗ СТАРЫХ ОКОННЫХ РАМ.